Сайт посвящен операм, оказавшимся за пределами стандартного
репертуара современных оперных театров. Это не оперная энциклопедия,
а собрание глубоко субъективных эссе, написанных в попытке
осмыслить историю оперы как жанра массовой культуры. Автор не
претендует на полноту, совершенно честно признает, что частенько
совершает ошибки, и заранее и очень-очень искренне просит у своих
читателей за них прощения (и будет очень благодарен за любые
конструктивные замечания и поправки!). А теперь подробнее о том, что
это за сайт и зачем он создан.
Представьте себе, что все телевизионные каналы показывают все те же двести фильмов, кем-то и почему-то одобренные как культурно значимые. Меняется время показа, редакция, некоторые фильмы сделали из цветных черно-белыми, другие переозвучили, третьи отреставрировали, но список фильмов остался тем же. Первое время вам будет интересно, потом возникнет желание выбросить телевизор на помойку и не смотреть кино вовсе. Это — далеко не умозрительный пример. Если вы посмотрите на репертуар оперных театров, вы поймете, что телевизор современной оперной индустрии безнадежно сломан, и отдельные исключения, увы, только подтверждают правило.
Да, во многом такая ситуация складывается, потому что такова человеческая природа. В коллективной памяти человечества склонны оставаться лишь отдельные культурные "иконы", число которых ограничено, какую отрасль искусства мы бы не взяли. Эти иконы продолжают возбуждать массовый спрос — просто потому, что они сохранились в коллективной памяти человечества. Поэтому мы увидим новые и новые книги, фильмы и компьютерные игры про, к примеру, Микеланджело и Леонардо да Винчи, в то время как Синьорелли, Гирландайо, фра Анджелико, Перуджино, Пинтуриккьо, многие и многие тоже очень значимые и выдающиеся художники будут постепенно исчезать из людской памяти, а вместе с ними будут исчезать из памяти и целые эпохи, целые стили, уникальные и неповторимые. А вместе с ними будет выцветать, лишаться красок и человеческая история.
Вполне понятно и объяснимо, что человек, впервые знакомящийся с оперой, начнет с проверенных и популярных ее образцов. Такие "казуальные" зрители составляют где-то наверное 80% публики в зале оперного театра, и поэтому вполне естественно, что вся бизнес-модель оперной индустрии строится вокруг удовлетворения спроса именно такой аудитории. Но основная проблема не в этом. Проблема в том, что остальные 20% — те, кто слушают оперу не в первый, а в сотый или тысячный раз — как правило, не особенно заботятся о расширении собственного кругозора. Для них центральным обычно становится исполнение произведения, а не само произведение. И в результате из оперного спектакля начинает уходить смысл, свежесть восприятия, внимание концентрируется на деталях. Ощущения от оперы начинают походить на ощущения от футбольного матча, с беспрестанными разговорами о том, кто в форме, кто не в форме, кто взял верхнюю ноту, кто недотянул, какую новую экстравагантную трактовку навыдумывал режиссер, и так далее, и тому подобное. Можно сколько угодно говорить о том, что великую оперу можно интерпретировать миллион раз, и при этом каждый раз по-новому. А на деле же мы имеем миллион репродукций все той же "Моны Лизы" — некоторые, правда, с пририсованными режиссерами усиками и рожками, чтобы внимание привлечь и "осовременить". А в это время великие фрески современников Леонардо продолжают успешно гнить в каком-нибудь полузаброшенном палаццо, и никто о них и не вспомнит.
Преодолеть ситуацию может только каждодневная, планомерная просветительская работа, призванная расширять горизонты человечества и разбивать сложившиеся стереотипы. Надо не лениться объяснять, что в 19-м веке написали вовсе не 200 опер, а на два порядка больше, и что далеко не все они достойны забвения. Надо создать моду приходить в оперу как в кинотеатр, не зная сюжета предстоящего действа и с замиранием сердца ожидая, как же повернутся события. Аудиозаписи редких опер не переломят ситуации: опера — это все-таки (и, может быть, даже прежде всего!) представление, спектакль. Видеоряд, текст, живое восприятие происходящего с персонажем здесь не менее важны, чем музыка.
При этом, я вовсе не считаю, что те сто или двести опер, которые принято считать репертуарными, неудачны или обрели свою популярность незаслуженно. Вовсе нет. Но число удачных, и, осмелюсь сказать, гениальных опер вовсе не исчерпывается этой сотней. И уж тем более этой сотни недостаточно, чтобы по-настоящему осознать развитие оперы как жанра, в деталях проследить, как развивалась мода, вкусы и взгляды на протяжении нескольких столетий. Вот этим мы в блоге "Редкие оперы" и попытаемся заняться.
Хотелось бы подчеркнуть, что блог не претендует на объективное и беспристрастное изложение оперной истории в энциклопедической манере. Это не справочник и не энциклопедия. Чтобы излагать связанные с историей оперы факты, существуют академические издания, справочники, существует, в конце концов, Википедия, и данный блог ни в коем случае не собирается с ней конкурировать. Напротив, хотелось бы сказать самые добрые слова в адрес сотен энтузиастов, которые продолжают наполнять Википедию интересным материалом и делают ее лучше день ото дня.
Автор видит свою задачу в другом: в попытке критически подойти к оперному наследию, без неадекватного критиканства, но и без рабского преклонения перед "культурным достоянием". Дело в том, что многие энциклопедические издания и справочники стеснены академическими рамками нейтрального изложения. То же самое касается и Википедии, в которой, и, кстати, совершенно правильно, тоже принята парадигма нейтрального изложения, и нелицеприятные мнения возможны лишь как цитаты из критических статей, пришедших из сторонних для Википедии источников. Но для того, чтобы процитировать критические статьи, необходимо как минимум наличие этих самых критических статей. И вот тут наблюдается странный психологический феномен: если критики не стесняются в выражениях в адрес творчества своих современников, то время словно бы окружает произведения неким ореолом святости, причем это касается не только истинных шедевров, но и довольно-таки посредственных второразрядных произведений, чьи недостатки достаточно очевидны. Это "замузеивание" вряд ли конструктивно: ведь именно оно во многом виновато в том, что опера воспринимается как мертвое искусство. Все оценки уже произнесены, все акценты уже расставлены, к каждому экспонату наклеен надлежащий ярлык, так о чем же вообще говорить? И интересно ли тогда об этом говорить вообще?
А ведь история искусства как раз тем и интересна, что дает возможность проследить общие тенденции развития массовой культуры, применимые и к сегодняшнему дню. Что забывается, а что нет? Какие сюжеты вообще волнуют людей, и как они менялись на протяжении истории? Как модифицировались стили и вкусы? Как ниспровергались старые каноны и создавались новые? Кто из великих творцов был революционером, а кто, наоборот, следовал сложившимся традициям? Как, наконец, менялась сама концепция развлечения от эпохи к эпохе?
Но для того, чтобы дать ответ на эти вопросы, необходимо более глубокое знакомство с материалом. Не просто знакомство — критическое осмысление. Здесь одними нейтральными суждениями не обойтись.
Представленный в блоге материал написан, прежде всего, в попытках зафиксировать впечатления от просмотренных спектаклей, и копился в течении многих лет. Автор до сих пор не уверен, имело ли смысл выставлять свои тексты в открытый доступ, тем более что он является человеком без музыкального образования, а по образованию и профессии — не гуманитарием, а технарем. Автора может хоть немного оправдать разве что то обстоятельство, что он имеет некоторое отношение к литературным кругам, побеждал на литературных конкурсах, участвовал в Литературной студии А.Балабухи и Л.Смирнова, да и в эссе старается останавливаться прежде всего на сценарно-драматических и смысловых, а не на музыкальных аспектах опер. "Это же опера! — можете воскликнуть вы, читая эти строки. — Какой в ней может быть смысл! Главное — чтобы пели красиво!" Вот с этой-то укоренившийся позицией оперного потребительства автор и попытается в этом блоге бороться. Надеюсь, мне еще придется подробно останавливаться на важности оперной драматургии и для самих композиторов, и для их современников, и для современных слушателей. Пока же — поверьте мне на слово или же почитайте размещенные в блоге статьи.
Раз речь идет об операх, стоило ли вообще упоминать в эссе об опере ее конкретные исполнения? Автор убежден, что стоило. Во-первых, речь идет о редких операх, а следовательно, их исполнений не так уж и много, и любая информация о них может оказаться интересной. Во-вторых, действительно важно, насколько та или иная интерпретация, пусть даже и по чисто субъективному мнению автора, отражает исходный замысел композитора: ведь слабая, неудачная запись может легко испортить все впечатление от оперы, а излишне оригинальная интерпретация может наложить свой, очень специфический отпечаток на восприятие. Наконец, в-третьих, все-таки пересуды о певцах, их вокальной форме и особенностях их дара являются настолько неотъемлемой частью восприятия оперы, что автору не хотелось бы нарушать традицию. Тем не менее, автор постарается не концентрироваться на рецензиях конкретных записей или спектаклей, как правило уделяя собственно исполнению всего один абзац в конце эссе.
Автор совершенно не претендует на эксклюзивное право высказывать суждения на сайте. Во-первых, альтернативные отзывы уже сейчас можно писать в комментариях. Во-вторых, если заинтересованность в сайте будет, он вполне может со временем перевоплотиться в коллоборативный сайт оперных эссе, такой, как подобные же тематические сайты по фантастике или, к примеру, аниме. Надо же с чего-то начинать. Если интереса не будет, сайт так и останется личным хранилищем субъективных эссе.
И, наконец, хотелось бы сказать пару слов о категоричности высказываний. Автор на самом деле ну совершенно ни в чем не уверен, многократно менял свои позиции, и прекрасно понимает, что любое восприятие неизбежно зависит от множества субъективных факторов, таких как, к примеру, состояние звуковоспроизводящей аппаратуры, настроение слушателя, качество записи, степень сопричастности к эстетике и идейной проблематике воспринимаемого произведения. Одним словом, все сказанное на страницах этого блога глубоко субъективно. Но если пытаться через каждое слово добавлять "мне кажется", можно запросто погубить все впечатление от эссе. Критик просто обязан быть достаточно категоричным, этого требуют законы жанра. И поэтому автор заранее и совершенно искренне просит прощения у всех людей, которых высказанное в блоге мнение почему-либо задело. Он нисколько не считает себя истиной в последней инстанции, ни в коем случае не собирался развязывать травлю кого-либо, и вообще попросту высказывал свое мнение в надежде, что оно будет интересно другим. А то, что создатель блога вовсе не собирался заниматься критиканством и очернением, должно быть заметно хотя бы по очень даже немалому количеству высших, пятизвездочных оценок опер и исполнений.
Об иллюстрациях, представленных на сайте
Изображения не являются основным содержанием блога, однако в наши дни тяжело представить себе онлайновую статью об искусстве без иллюстраций. К тому же, разговор о редкой опере — и вправду удачный повод для демонстрации параллелей между музыкой и изобразительным искусством, так что не воспользоваться таким поводом было бы попросту неправильно.
При размещении иллюстративного материала автор старался следовать рекомендациям сайта Wikimedia Сommons. Автор не является юристом и будет искренне рад любым прояснениям и уточнениям в вопросе авторских прав на изображения. Если паче чаяния какие-то права были нарушены, конечно же по первому требованию будут приняты немедленные меры и весь подозрительный в плане авторских прав материал будет немедленно убран. Каждое размещенное в блоге изображение снабжено ссылкой, проясняющей происхождения изображения и его легальный статус. Единственное исключение — это фоновая картинка, ссылку на которую на главной странице не удалось разместить из-за ограничений движка blogger. Делаю это здесь:
Филипп Шаперон, эскиз декораций к опере "Гугеноты", Wikimedia Сommons / Public Domain.
Та же картинка использована и в иконке к сайту.
И, конечно же, хочется выразить огромную благодарность всем художникам, фотографам, музеям, библиотекам и сайтам, чей иллюстративный материал был использован в проекте!
Кому нужны редкие оперы?
Представьте себе, что все телевизионные каналы показывают все те же двести фильмов, кем-то и почему-то одобренные как культурно значимые. Меняется время показа, редакция, некоторые фильмы сделали из цветных черно-белыми, другие переозвучили, третьи отреставрировали, но список фильмов остался тем же. Первое время вам будет интересно, потом возникнет желание выбросить телевизор на помойку и не смотреть кино вовсе. Это — далеко не умозрительный пример. Если вы посмотрите на репертуар оперных театров, вы поймете, что телевизор современной оперной индустрии безнадежно сломан, и отдельные исключения, увы, только подтверждают правило.
Да, во многом такая ситуация складывается, потому что такова человеческая природа. В коллективной памяти человечества склонны оставаться лишь отдельные культурные "иконы", число которых ограничено, какую отрасль искусства мы бы не взяли. Эти иконы продолжают возбуждать массовый спрос — просто потому, что они сохранились в коллективной памяти человечества. Поэтому мы увидим новые и новые книги, фильмы и компьютерные игры про, к примеру, Микеланджело и Леонардо да Винчи, в то время как Синьорелли, Гирландайо, фра Анджелико, Перуджино, Пинтуриккьо, многие и многие тоже очень значимые и выдающиеся художники будут постепенно исчезать из людской памяти, а вместе с ними будут исчезать из памяти и целые эпохи, целые стили, уникальные и неповторимые. А вместе с ними будет выцветать, лишаться красок и человеческая история.
Вполне понятно и объяснимо, что человек, впервые знакомящийся с оперой, начнет с проверенных и популярных ее образцов. Такие "казуальные" зрители составляют где-то наверное 80% публики в зале оперного театра, и поэтому вполне естественно, что вся бизнес-модель оперной индустрии строится вокруг удовлетворения спроса именно такой аудитории. Но основная проблема не в этом. Проблема в том, что остальные 20% — те, кто слушают оперу не в первый, а в сотый или тысячный раз — как правило, не особенно заботятся о расширении собственного кругозора. Для них центральным обычно становится исполнение произведения, а не само произведение. И в результате из оперного спектакля начинает уходить смысл, свежесть восприятия, внимание концентрируется на деталях. Ощущения от оперы начинают походить на ощущения от футбольного матча, с беспрестанными разговорами о том, кто в форме, кто не в форме, кто взял верхнюю ноту, кто недотянул, какую новую экстравагантную трактовку навыдумывал режиссер, и так далее, и тому подобное. Можно сколько угодно говорить о том, что великую оперу можно интерпретировать миллион раз, и при этом каждый раз по-новому. А на деле же мы имеем миллион репродукций все той же "Моны Лизы" — некоторые, правда, с пририсованными режиссерами усиками и рожками, чтобы внимание привлечь и "осовременить". А в это время великие фрески современников Леонардо продолжают успешно гнить в каком-нибудь полузаброшенном палаццо, и никто о них и не вспомнит.
Преодолеть ситуацию может только каждодневная, планомерная просветительская работа, призванная расширять горизонты человечества и разбивать сложившиеся стереотипы. Надо не лениться объяснять, что в 19-м веке написали вовсе не 200 опер, а на два порядка больше, и что далеко не все они достойны забвения. Надо создать моду приходить в оперу как в кинотеатр, не зная сюжета предстоящего действа и с замиранием сердца ожидая, как же повернутся события. Аудиозаписи редких опер не переломят ситуации: опера — это все-таки (и, может быть, даже прежде всего!) представление, спектакль. Видеоряд, текст, живое восприятие происходящего с персонажем здесь не менее важны, чем музыка.
При этом, я вовсе не считаю, что те сто или двести опер, которые принято считать репертуарными, неудачны или обрели свою популярность незаслуженно. Вовсе нет. Но число удачных, и, осмелюсь сказать, гениальных опер вовсе не исчерпывается этой сотней. И уж тем более этой сотни недостаточно, чтобы по-настоящему осознать развитие оперы как жанра, в деталях проследить, как развивалась мода, вкусы и взгляды на протяжении нескольких столетий. Вот этим мы в блоге "Редкие оперы" и попытаемся заняться.
О субъективности
Хотелось бы подчеркнуть, что блог не претендует на объективное и беспристрастное изложение оперной истории в энциклопедической манере. Это не справочник и не энциклопедия. Чтобы излагать связанные с историей оперы факты, существуют академические издания, справочники, существует, в конце концов, Википедия, и данный блог ни в коем случае не собирается с ней конкурировать. Напротив, хотелось бы сказать самые добрые слова в адрес сотен энтузиастов, которые продолжают наполнять Википедию интересным материалом и делают ее лучше день ото дня.
Автор видит свою задачу в другом: в попытке критически подойти к оперному наследию, без неадекватного критиканства, но и без рабского преклонения перед "культурным достоянием". Дело в том, что многие энциклопедические издания и справочники стеснены академическими рамками нейтрального изложения. То же самое касается и Википедии, в которой, и, кстати, совершенно правильно, тоже принята парадигма нейтрального изложения, и нелицеприятные мнения возможны лишь как цитаты из критических статей, пришедших из сторонних для Википедии источников. Но для того, чтобы процитировать критические статьи, необходимо как минимум наличие этих самых критических статей. И вот тут наблюдается странный психологический феномен: если критики не стесняются в выражениях в адрес творчества своих современников, то время словно бы окружает произведения неким ореолом святости, причем это касается не только истинных шедевров, но и довольно-таки посредственных второразрядных произведений, чьи недостатки достаточно очевидны. Это "замузеивание" вряд ли конструктивно: ведь именно оно во многом виновато в том, что опера воспринимается как мертвое искусство. Все оценки уже произнесены, все акценты уже расставлены, к каждому экспонату наклеен надлежащий ярлык, так о чем же вообще говорить? И интересно ли тогда об этом говорить вообще?
А ведь история искусства как раз тем и интересна, что дает возможность проследить общие тенденции развития массовой культуры, применимые и к сегодняшнему дню. Что забывается, а что нет? Какие сюжеты вообще волнуют людей, и как они менялись на протяжении истории? Как модифицировались стили и вкусы? Как ниспровергались старые каноны и создавались новые? Кто из великих творцов был революционером, а кто, наоборот, следовал сложившимся традициям? Как, наконец, менялась сама концепция развлечения от эпохи к эпохе?
Но для того, чтобы дать ответ на эти вопросы, необходимо более глубокое знакомство с материалом. Не просто знакомство — критическое осмысление. Здесь одними нейтральными суждениями не обойтись.
Представленный в блоге материал написан, прежде всего, в попытках зафиксировать впечатления от просмотренных спектаклей, и копился в течении многих лет. Автор до сих пор не уверен, имело ли смысл выставлять свои тексты в открытый доступ, тем более что он является человеком без музыкального образования, а по образованию и профессии — не гуманитарием, а технарем. Автора может хоть немного оправдать разве что то обстоятельство, что он имеет некоторое отношение к литературным кругам, побеждал на литературных конкурсах, участвовал в Литературной студии А.Балабухи и Л.Смирнова, да и в эссе старается останавливаться прежде всего на сценарно-драматических и смысловых, а не на музыкальных аспектах опер. "Это же опера! — можете воскликнуть вы, читая эти строки. — Какой в ней может быть смысл! Главное — чтобы пели красиво!" Вот с этой-то укоренившийся позицией оперного потребительства автор и попытается в этом блоге бороться. Надеюсь, мне еще придется подробно останавливаться на важности оперной драматургии и для самих композиторов, и для их современников, и для современных слушателей. Пока же — поверьте мне на слово или же почитайте размещенные в блоге статьи.
Раз речь идет об операх, стоило ли вообще упоминать в эссе об опере ее конкретные исполнения? Автор убежден, что стоило. Во-первых, речь идет о редких операх, а следовательно, их исполнений не так уж и много, и любая информация о них может оказаться интересной. Во-вторых, действительно важно, насколько та или иная интерпретация, пусть даже и по чисто субъективному мнению автора, отражает исходный замысел композитора: ведь слабая, неудачная запись может легко испортить все впечатление от оперы, а излишне оригинальная интерпретация может наложить свой, очень специфический отпечаток на восприятие. Наконец, в-третьих, все-таки пересуды о певцах, их вокальной форме и особенностях их дара являются настолько неотъемлемой частью восприятия оперы, что автору не хотелось бы нарушать традицию. Тем не менее, автор постарается не концентрироваться на рецензиях конкретных записей или спектаклей, как правило уделяя собственно исполнению всего один абзац в конце эссе.
Автор совершенно не претендует на эксклюзивное право высказывать суждения на сайте. Во-первых, альтернативные отзывы уже сейчас можно писать в комментариях. Во-вторых, если заинтересованность в сайте будет, он вполне может со временем перевоплотиться в коллоборативный сайт оперных эссе, такой, как подобные же тематические сайты по фантастике или, к примеру, аниме. Надо же с чего-то начинать. Если интереса не будет, сайт так и останется личным хранилищем субъективных эссе.
И, наконец, хотелось бы сказать пару слов о категоричности высказываний. Автор на самом деле ну совершенно ни в чем не уверен, многократно менял свои позиции, и прекрасно понимает, что любое восприятие неизбежно зависит от множества субъективных факторов, таких как, к примеру, состояние звуковоспроизводящей аппаратуры, настроение слушателя, качество записи, степень сопричастности к эстетике и идейной проблематике воспринимаемого произведения. Одним словом, все сказанное на страницах этого блога глубоко субъективно. Но если пытаться через каждое слово добавлять "мне кажется", можно запросто погубить все впечатление от эссе. Критик просто обязан быть достаточно категоричным, этого требуют законы жанра. И поэтому автор заранее и совершенно искренне просит прощения у всех людей, которых высказанное в блоге мнение почему-либо задело. Он нисколько не считает себя истиной в последней инстанции, ни в коем случае не собирался развязывать травлю кого-либо, и вообще попросту высказывал свое мнение в надежде, что оно будет интересно другим. А то, что создатель блога вовсе не собирался заниматься критиканством и очернением, должно быть заметно хотя бы по очень даже немалому количеству высших, пятизвездочных оценок опер и исполнений.
Об иллюстрациях, представленных на сайте
Изображения не являются основным содержанием блога, однако в наши дни тяжело представить себе онлайновую статью об искусстве без иллюстраций. К тому же, разговор о редкой опере — и вправду удачный повод для демонстрации параллелей между музыкой и изобразительным искусством, так что не воспользоваться таким поводом было бы попросту неправильно.
При размещении иллюстративного материала автор старался следовать рекомендациям сайта Wikimedia Сommons. Автор не является юристом и будет искренне рад любым прояснениям и уточнениям в вопросе авторских прав на изображения. Если паче чаяния какие-то права были нарушены, конечно же по первому требованию будут приняты немедленные меры и весь подозрительный в плане авторских прав материал будет немедленно убран. Каждое размещенное в блоге изображение снабжено ссылкой, проясняющей происхождения изображения и его легальный статус. Единственное исключение — это фоновая картинка, ссылку на которую на главной странице не удалось разместить из-за ограничений движка blogger. Делаю это здесь:
Филипп Шаперон, эскиз декораций к опере "Гугеноты", Wikimedia Сommons / Public Domain.
Та же картинка использована и в иконке к сайту.
И, конечно же, хочется выразить огромную благодарность всем художникам, фотографам, музеям, библиотекам и сайтам, чей иллюстративный материал был использован в проекте!
спасибо! оченьрада, что нашла этот сайт!
ОтветитьУдалить