★★★☆☆
Fromental Halévy, "Clari"
Первая постановка: 1828, Париж
Продолжительность: 2ч 30м
Либретто на итальянском языке Пьетро Джанноне
Либретто на итальянском языке Пьетро Джанноне
Ж.Б.К.Коро, "Ла-Ферте-Милон", между 1855 и 1865 Wikimedia Сommons / Public Domain |
Герцог влюбляется в деревенскую девушку, но, похоже, вовсе не собирается на ней жениться.
Ранняя опера Галеви, снятая с
репертуара после шести спектаклей, даже несмотря на то, что в
главной партии выступала знаменитая Мария Малибран. "Клари" написана
под сильным влиянием Россини и полна виртуозных колоратур, хотя
вместо россиниевской живости здесь преобладает нравоучительная
сентиментальность, которая позднее проявится у Галеви и в его самой знаменитой опере — "Еврейке". Но если
в "Еврейке" сентиментальность уравновешена драматическим действием,
в "Клари" она превращает прослушивание в настоящую пытку: очень уж
все это вяло, слезливо и однообразно. Партии двух главных героев
слишком длинны, второстепенные персонажи безлики, жалкий
мелодраматический сюжет не вносит в действие ни тени интриги, а
избранная трагикомическая стилистика в сочетании с вяловатой музыкой
и штампованными героями приводит к тому, что и трагедии не очень
веришь, и комедии не очень смеешься. Правда, две песенных сольных
номера во втором действии действительно очень трогательны и
показывают, что Галеви постепенно выходит из-под гипноза Россини и
начинает обретать собственный голос, который сполна зазвучит в
"Еврейке".
Ж.Б.К.Коро, "Дома в предместье Орлеана", ок.1830 Wikimedia Сommons / Public Domain |
Исполнения:
(Clari: Cecilia Bartoli, Duca Mevilla: John Osborn, Madre: Stefania
Kaluza, Vater: Carlos Chausson, Germano: Oliver Widmer, Bettina: Eva
Liebau, Luca/Padre: Giuseppe Scorsin, Simonetta: Stefania Kaluza,
Alberto: Carlos Chausson - дир. Ádám Fischer, пост. Moshe Leiser & Patrice Caurier, Цюрихская опера, 2008)
★★★☆☆
Цюрихская запись этой оперы кажется насквозь фальшивым коммерческим
проектом. Чтобы сполна использовать комедийный талант Чечилии
Бартоли, в постановке сделан упор на комедийные моменты, которые на
самом деле не так значительны, и эта перестановка акцентов начисто
уничтожает идиллическую искренность, которая в музыке действительно
есть. Непонятно, зачем подвергать такой экзекуции именно
сентиментально-моралистическую "Клари": если уж так захотелось
повеселиться, поставили бы что-нибудь заведомо более фривольное:
Обера, например. Раздражение усиливает еще и то, что это — типичный
спектакль "на звезду", а значит, все остальные не должны затмевать
ее сияние. Так оно и есть. Осборн — типичный россиниевский тенор
"старого закала", способный выдавать изящные лиричные колоратуры, но
никнущий и бледнеющий, когда партия требует мужественности и
драматической мощи — а в партии Герцога это требуется часто. Видмер
демонстрирует хорошую технику, но его голос бесцветен и неинтересен — но как же в спектакле на звезду можно обойтись без мужа этой самой звезды? А
изумительный испанский бас Карлос Чауссон появляется в финале в
партии настолько короткой, что вряд ли в состоянии затмить главную
звезду даже супергениальным исполнением, хотя ему это почти удается.
Впрочем, Бартоли вполне оправдывает звездный статус отличным
исполнением, к которому сложно придраться: и диапазон огромный, и
вокальные краски ярки, и темперамент заводной, и техника отличная.
На это и рассчитано. На фоне скучной музыки и средних исполнений
звездное блистание — оно особенно ярко.
Комментариев нет:
Отправить комментарий