"Турандот" Бузони

★★★★★
F.Busoni, "Turandot"
Первая постановка: 1917, Цюрих
Продолжительность: 1ч 20м
Либретто на немецком языке написано самим композитором по пьесе Карло Гоцци "Турандот" (1762)

Эмиль Орлик, обложка к нотам сюиты Бузони "Турандот", 1906
Wikimedia Сommons / Public Domain

Как и более поздняя "Турандот" Пуччини, эта опера написана по мотивам той самой пьесы Гоцци про ту самую принцессу Турандот, которая загадывала загадки своим женихам, а тем кто неправильно ответил — приказывала рубить головы.

Эта интересная полуторачасовая опера обречена оставаться в тени знаменитой пуччиниевской "Турандот", хотя "Турандот" Бузони и была написана десятью годами раньше. Оперную моду начала 20-го века на комедию дель арте начал, пожалуй, главный новатор этой эпохи: Пьетро Масканьи своими великолепными "Масками". В числе других "дельартовых" опер, помимо обеих "Турандот", стоит упомянуть еще "Арлекина" того же Бузони, ряд опер Вольфа-Феррари, и, конечно же, "Любовь к трем апельсинам" Прокофьева. Изо всех этих опер "Турандот" Бузони — пожалуй, самая "немецкая", самая резкая, целиком построенная на внезапной смене серьезного и комического. Музыка здесь то и дело бывает изломанна, гротескна, намеренно несерьезна, с хорошо заметной партией ударных, и с четким, но причудливым ритмическим рисунком, напоминающим гравюры эпохи модерна. Но эта гротескная "китайщина" служит лишь удачным обрамлением для эмоций героев, которые нисколько не шаржированы и на подобном условном фоне кажутся только ярче. В партиях главных героев Бузони очень удачно использует вагнеровские приемы: Калаф у него сильно напоминает Лоэнгрина, что кажется вполне органичным и психологически, и сюжетно, а партия Турандот целиком построена на нервных вскриках в духе лоэнгриновской Ортруды, что тоже очень интересно, потому что в отличие от Ортруды, бузониевской Турандот скорее симпатизируешь, а резкие и агрессивные вокальные переходы демонстрируют скорее не злость, а невероятный внутренний накал эмоций, состояние застарелого стресса, способность сломаться в любую минуту.
 
В итоге "Турандот" подкупает именно тем, что это — не авангард ради авангарда, как это часто бывает. Тут и героям сочувствуешь, и персонажи запоминаются все до единого, а модернистские "считалочки" не только придают "артнувошного" колорита, но и нагоняют энергетику не хуже белькантовых стретт. Из недостатков приходит на ум разве что несколько невнятное начало, да еще — ни к селу ни к городу использованная в начале второго действия мелодия "Greensleaves". Ну хорошо еще что не "Очи черные", но к чему был нужен этот внезапный приступ блэкморовщины посреди условно-восточной комедии дель арте, остается большой загадкой. К счастью, "гринсливз" быстро заканчиваются и больше уже не возвращаются, и слава богу. Ну а в целом-то "Турандот" — это, пожалуй, самая ровная и однозначно удачная опера Бузони, намного лучше рыхловатого "Арлекина", без которого "Турандот", как это ни забавно, вообще могла бы не появиться на свет, так как была написана в качестве первого действия к премьере "Арлекина", когда Цюрихская опера объявила, что "Арлекин" слишком короток, чтобы удостоиться отдельного спектакля. А если уж сравнивать двух "Турандот", Бузони и Пуччини, то они совершенно разные, и Бузони по духу куда ближе к пьесе Гоцци, к настоящей комедии дель арте. А у Пуччини получилась красивая восточная сказка, да еще и с сильным уклоном в героику и трагедию.

 
Фотографии из буклета к спектаклю 1911-го года "Турандот" с музыкой Бузони
Wikimedia Сommons / Public Domain

Исполнения:

★★★☆☆

(Kristine Ciesinski, Turandot; Milan Voldrich, Kalaf; Norman Bailey, Altoum; Balazs Poka, Barak; Alison Browner, Adelma; Bruce Brewer, Truffaldino; Alan Cemore, Pantalone; Philip Guy-Bromley, Tartaglia; Malmfrid Sand, Queen of Samerkand; - дир. Simon Joly, пост. Elaine Padmore, 23 October 1988; Wexford Festival, Вексфорд)

Не иначе как те самые "гринсливз" привели к постановке этой оперной редкости на Вексфордском фестивале, центральном оперном событии Ирландии. Но Ирландия — страна маленькая и бедная, вот и фестиваль у нее какой-то захолустный, записи с него частенько бывают скучны и невнятны. Эта "Турандот" — еще не худший случай. Исполнение и постановку тут все равно блестящими не назовешь — ну что поделаешь, все-таки Вексфорд...  Но спектакль смотрится и затягивает, следует отметить собранное и четкое звучание оркестра, слаженный хор и ровные исполнения второстепенных партий. Ну да, словацкий тенор Милан Волдрич хронически недотягивает, особенно когда забирается в верхний регистр, а бас Норман Бэйли, несмотря на мощный голос и хорошие нижние ноты, страдает слишком уж откровенно деревянными интонациями. Кристина Чесиньски в партии Турандот неплоха, но она слишком уж драматизирует, ее Турандот не хватает света, хотя в итоге именно она оказывается самым запоминающимся персонажем спектакля. Постановка тоже вызывает смешанные чувства: неплохие костюмы, с хорошим пониманием музыки поставленные мизансцены, но — излишне аскетичные декорации, плохо вяжущиеся со сказочной музыкой, и странная эклектика в костюмах некоторых персонажей. Ощущения скорее неплохие, но в этом заслуга скорее Бузони, а не Вексфорда, и наверняка в более удачном исполнении эту оперу будет послушать еще интересней.

Комментариев нет:

Отправить комментарий