★★★★★
F.Busoni, "Turandot"
F.Busoni, "Turandot"
Первая постановка: 1917, Цюрих
Продолжительность: 1ч 20м
Либретто на немецком языке написано самим композитором по пьесе Карло Гоцци "Турандот" (1762)
Эмиль Орлик, обложка к нотам сюиты Бузони "Турандот", 1906 Wikimedia Сommons / Public Domain |
Как и более поздняя "Турандот" Пуччини, эта опера написана по
мотивам той самой пьесы Гоцци про ту самую принцессу Турандот,
которая загадывала загадки своим женихам, а тем кто неправильно
ответил — приказывала рубить головы.
Эта интересная полуторачасовая опера обречена оставаться в тени
знаменитой пуччиниевской "Турандот", хотя "Турандот" Бузони и была
написана десятью годами раньше. Оперную моду начала 20-го века на
комедию дель арте начал, пожалуй, главный новатор этой эпохи:
Пьетро Масканьи своими великолепными
"Масками". В числе других "дельартовых" опер, помимо обеих
"Турандот", стоит упомянуть еще "Арлекина" того же Бузони,
ряд опер Вольфа-Феррари, и, конечно же, "Любовь к трем
апельсинам" Прокофьева. Изо всех этих опер "Турандот" Бузони —
пожалуй, самая "немецкая", самая резкая, целиком построенная на
внезапной смене серьезного и комического. Музыка здесь то и дело
бывает изломанна, гротескна, намеренно несерьезна, с хорошо
заметной партией ударных, и с четким, но причудливым ритмическим
рисунком, напоминающим гравюры эпохи модерна. Но эта гротескная
"китайщина" служит лишь удачным обрамлением для эмоций героев,
которые нисколько не шаржированы и на подобном условном фоне
кажутся только ярче. В партиях главных героев Бузони очень удачно
использует вагнеровские приемы: Калаф у него сильно напоминает
Лоэнгрина, что кажется вполне органичным и психологически, и
сюжетно, а партия Турандот целиком построена на нервных вскриках в
духе лоэнгриновской Ортруды, что тоже очень интересно, потому что
в отличие от Ортруды, бузониевской Турандот скорее симпатизируешь,
а резкие и агрессивные вокальные переходы демонстрируют скорее не
злость, а невероятный внутренний накал эмоций, состояние
застарелого стресса, способность сломаться в любую минуту.
В итоге
"Турандот" подкупает именно тем, что это — не авангард ради
авангарда, как это часто бывает. Тут и героям сочувствуешь, и
персонажи запоминаются все до единого, а модернистские
"считалочки" не только придают "артнувошного" колорита, но и
нагоняют энергетику не хуже белькантовых стретт. Из недостатков
приходит на ум разве что несколько невнятное начало, да еще — ни к
селу ни к городу использованная в начале второго действия мелодия
"Greensleaves". Ну хорошо еще что не "Очи черные", но к чему был
нужен этот внезапный приступ блэкморовщины посреди
условно-восточной комедии дель арте, остается большой загадкой. К
счастью, "гринсливз" быстро заканчиваются и больше уже не
возвращаются, и слава богу. Ну а в целом-то "Турандот" — это,
пожалуй, самая ровная и однозначно удачная опера Бузони, намного
лучше рыхловатого "Арлекина", без которого "Турандот", как это ни
забавно, вообще могла бы не появиться на свет, так как была
написана в качестве первого действия к премьере "Арлекина", когда
Цюрихская опера объявила, что "Арлекин" слишком короток, чтобы
удостоиться отдельного спектакля. А если уж сравнивать двух
"Турандот", Бузони и Пуччини, то они совершенно разные, и Бузони по
духу куда ближе к пьесе Гоцци, к настоящей комедии дель арте. А у
Пуччини получилась красивая восточная сказка, да еще и с сильным уклоном
в героику и трагедию.
Фотографии из буклета к спектаклю 1911-го года "Турандот" с музыкой Бузони Wikimedia Сommons / Public Domain |
Исполнения:
★★★☆☆
(Kristine Ciesinski, Turandot; Milan Voldrich,
Kalaf; Norman Bailey, Altoum; Balazs Poka, Barak; Alison Browner,
Adelma; Bruce Brewer, Truffaldino; Alan Cemore, Pantalone; Philip
Guy-Bromley, Tartaglia; Malmfrid Sand, Queen of Samerkand; - дир.
Simon Joly, пост. Elaine Padmore, 23 October 1988; Wexford
Festival, Вексфорд)
Не иначе как те самые "гринсливз" привели к постановке этой оперной редкости на Вексфордском фестивале, центральном оперном событии Ирландии. Но Ирландия — страна маленькая и бедная, вот и фестиваль у нее какой-то захолустный, записи с него частенько бывают скучны и невнятны. Эта "Турандот" — еще не худший случай. Исполнение и постановку тут все равно блестящими не назовешь — ну что поделаешь, все-таки Вексфорд... Но спектакль смотрится и затягивает, следует отметить собранное и четкое звучание оркестра, слаженный хор и ровные исполнения второстепенных партий. Ну да, словацкий тенор Милан Волдрич хронически недотягивает, особенно когда забирается в верхний регистр, а бас Норман Бэйли, несмотря на мощный голос и хорошие нижние ноты, страдает слишком уж откровенно деревянными интонациями. Кристина Чесиньски в партии Турандот неплоха, но она слишком уж драматизирует, ее Турандот не хватает света, хотя в итоге именно она оказывается самым запоминающимся персонажем спектакля. Постановка тоже вызывает смешанные чувства: неплохие костюмы, с хорошим пониманием музыки поставленные мизансцены, но — излишне аскетичные декорации, плохо вяжущиеся со сказочной музыкой, и странная эклектика в костюмах некоторых персонажей. Ощущения скорее неплохие, но в этом заслуга скорее Бузони, а не Вексфорда, и наверняка в более удачном исполнении эту оперу будет послушать еще интересней.
Комментариев нет:
Отправить комментарий